Франция > Французский характер в художественной литературе > Виктор Гюго

Виктор Гюго

В большинстве крупнейших произведений французской литературы XIX и XX вв. на первый план выдвигались не национальные, а социальные типы. Благородные бедняки и бессердечные богачи в романах Виктора Гюго, самого яркого представителя романтизма во французской литературе, напоминают аналогичные фигуры в произведениях англичанина Диккенса. Национальные черты в них выражены слабо. Исключением является, пожалуй, лишь Гаврош из романа «Отверженные», имя которого стало нарицательным, — воплощение дерзости, отваги и веселья революционной молодежи, которая жила в нищете и умирала на баррикадах.

В произведениях великих французских писателей-реалистов — от Бальзака до Золя — нарисована целая галерея портретов представителей различных классов французского общества и показано его развитие. «Рыцари без страха и упрека», к числу которых в какой-то мере еще можно отнести благородных бедняков Гюго, в произведениях писателей-реалистов не встречаются. Не видно там и характеров раблезианского или вольтерьянского типа. Зато во множестве представлены социальные характеры: чванливые аристократы, жадные буржуа, ограниченные и тупые мещане, скупые крестьяне.

Глава натуралистической школы Эмиль Золя первым сделал героями своих произведений людей труда, в том числе рабочих. В романе «Жерминаль» он впервые во французской литературе показал читателям тяжелую жизнь шахтеров, которые, несмотря на все трудности, упорно борются за свои права. Однако герои Бальзака и Золя — это прежде всего социальные типы, в которых национальные особенности играют подчиненную роль.
Отражаются ли в таких литературных героях национальные особенности французов? Очевидно, да, ибо писатели показывали нам жизнь французского общества. В то же время ясно, что речь идет не только о национальных, но и о социальных типах, а также об индивидуальных характерах, которые существуют не только во Франции, но и в других странах.

 

 

Франция
Home