Франция > Французский характер в художественной литературе > Произведения Дюма

Произведения Дюма

В литературе XIX в. образ уже исчезнувшего из реальной действительности благородного рыцаря встречается, пожалуй, лишь в «Трех мушкетерах» и «Графе Монте-Кристо» А. Дюма-отца да позднее в пьесе А. Ростана «Сирано де Бержерак». Один из трех мушкетеров, благородный, но не слишком правдоподобный граф де ля Фер (Атос), в любой момент готов пожертвовать жизнью ради чести. Гораздо живее и ближе к реальности другой герой «Трех мушкетеров» — д'Артаньян, бедный дворянин, стремящийся разбогатеть и сделать карьеру, отважный, но не слишком щепетильный, хитрый, ловкий, несколько хвастливый и самоуверенный гасконец.
Вряд ли можно отнести произведения Дюма к вершинам французской литературы, но их популярность беспримерна, а герои «Трех мушкетеров» при всей их условности и схематичности несомненно выражают некоторые национальные черты. '(«Настоящий французский дух — вот в чем заключается секрет обаяния четырех героев Дюма: д'Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса,— считал известный французский писатель Андре Моруа.— Кипучая энергия, аристократическая меланхолия, сила, не лишенная тщеславия, галантная и изысканная элегантность делают их символами той прекрасной Франции, храброй и легкомысленной, какой мы и поныне любим ее представлять».

В последующей литературе черты раблезианства видны в образе Кола Брюньона, созданном Роменом Ролланом. Умный, веселый, энергичный резчик по дереву, мастер своего дела, любящий все радости жизни, стойкий, как старый дуб, Кола Брюньон, которого не может одолеть даже чума, воплощает в себе некоторые стороны «галльских» нравов и французского национального характера.

Франция
Home